Эдвард Григ (1843-1907)

Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 16

Allegro molto moderato

Adagio

Allegro moderato molto e marcato

Солист – Сун Вук Ким (фортепиано, Южная Корея)

 

Камилль Сен – Санс (1835-1921)

Концерт для виолончели с оркестром №1 ля минор, соч.33

Allegro non troppo – Allegretto con moto – Tempo primo

Солистка – Надеж Роша (виолончель, Швейцария)

 

Петр Чайковский (1840-1893)

«Вариации на тему Рококо» для виолончели с оркестром, соч.33

(переложение для флюгергорна)

Солист – Сергей Накаряков (труба)

 

Мировая премьера

Алексей Сюмак (р. 1976)

«Двенадцать» – кантата на стихи А. Блока для солистов и оркестра

Солистка – Екатерина Щербаченко

 

Александр Чайковский (р. 1946)

«Слово о полку Игореве» по древнерусскому эпосу

для чтеца, солирующего альта, симфонического и народного оркестров

 

Чтец – Михаил Ефремов

Солист – Юрий Башмет (альт)

Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной

Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»

Дирижер – Юрий Башмет

01 мая 2019 | Гала – концерт. Открытие фестиваля.«Времена и эпохи: век XIX век XXI» — так можно было бы назвать торжественный гала-концерт, открывающий Международный музыкальный фестиваль в Ярославле. Произведения классического репертуара – и мировая премьера; виртуозно-концертный стиль западноевропейского романтизма – и русские хоровые фрески современности соединятся в этот вечер для ярославской аудитории.

 

«В его музыке… отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик»,– так писал о музыке Грига П. И. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром был написан молодым норвежским композитором в Копенгагене в 1868 г. и вот уже полтора столетия является жемчужиной фортепианного репертуара.

К числу наиболее исполняемых произведений Камилла Сен-Санса относится и первый виолончельный концерт, законченный французским мастером в 1872 г. Сен-Санс с юности проявлял особое пристрастие к певучему, экспрессивному тембру виолончели, посвятив этому инструменту немало вдохновенных страниц. Одночастный концерт сочетает в себе романтическую свободу высказывания и классическую стройность композиции, виртуозный блеск и галантное изящество французской школы.

«Вариации на тему рококо», созданные Чайковским в 1876-77 гг. – известнейшее концертное произведение виолончельного репертуара, они входят в обязательную программу Международного конкурса им. П.И. Чайковского. В этой музыке «звучит обаяние приветливо встречающей мир души композитора… виртуозность склоняется перед простотой задушевности и поэзией звучания» (Б. Асафьев). Однако, на этот раз «Вариации» прозвучат в необычном звучании: партия солирующей виолончели переложена для флюгельгорна!

 

Во втором отделении концерта прозвучит музыка нынешнего столетия.

Александр Владимирович Чайковский принадлежит к ведущим представителям отечественного композиторского искусства послевоенного поколения. Выпускник классов профессоров Г. Нейгауза (в ЦМШ при Московской консерватории) и Т.Н. Хренникова, он возглавляет кафедру сочинения Московской консерватории; Александр Чайковский – художественный руководитель Московской Филармонии, почетный президент Союза композиторов РФ. Многолетняя творческая дружба связывает Александра Чайковского и Юрия Башмета, которому композитор посвятил альтовые концерты. Между тем, к началу 2019 г. автор получил от маэстро необычный заказ: оратория «Слово о полку Игореве» для чтеца, солирующего альта и оркестра смешанного (академического и народного) состава. Ее мировая премьера стала знаковым событиям Сочинского фестиваля, затем она прозвучала в Москве; теперь новое сочинение услышит публика Ярославля.

Еще одна (на этот раз мировая!) премьера фестиваля – кантата «Двенадцать» композитора молодого поколения, представителя школы А. Чайковского Алексея Сюмака. Лауреат «Золотой маски» и молодежных композиторских конкурсов,  участник российских и международных фестивалей современной музыки, А. Сюмак вдохновился поэмой «Двенадцать» Александра Блока – трагической мистерией, посвященной революционному излому России.

 

В концерте участвуют выдающийся драматический артист современности Михаил Ефремов; оркестр «Новая Россия» и государственный народный ансамбль «Россия» им. Л. Зыкиной; солисты Большого театра России; известные молодые исполнители зарубежья (южнокорейский пианист Сун Вук Ким, швейцарская виолончелистка Надеж Роша) и легендарный трубач, «Паганини трубы» Сергей Накаряков.

За дирижерским пультом обоих коллективов – маэстро Юрий Башмет