«Времена и эпохи: век XIX век XXI» — так можно было бы назвать торжественный гала-концерт, открывающий Международный музыкальный фестиваль в Ярославле. Произведения классического репертуара – и мировая премьера; виртуозно-концертный стиль западноевропейского романтизма – и русские хоровые фрески современности соединятся в этот вечер для ярославской аудитории.
«В его музыке… отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик»,– так писал о музыке Грига П. И. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром был написан молодым норвежским композитором в Копенгагене в 1868 г. и вот уже полтора столетия является жемчужиной фортепианного репертуара.
К числу наиболее исполняемых произведений Камилла Сен-Санса относится и первый виолончельный концерт, законченный французским мастером в 1872 г. Сен-Санс с юности проявлял особое пристрастие к певучему, экспрессивному тембру виолончели, посвятив этому инструменту немало вдохновенных страниц. Одночастный концерт сочетает в себе романтическую свободу высказывания и классическую стройность композиции, виртуозный блеск и галантное изящество французской школы.
«Вариации на тему рококо», созданные Чайковским в 1876-77 гг. – известнейшее концертное произведение виолончельного репертуара, они входят в обязательную программу Международного конкурса им. П.И. Чайковского. В этой музыке «звучит обаяние приветливо встречающей мир души композитора… виртуозность склоняется перед простотой задушевности и поэзией звучания» (Б. Асафьев). Однако, на этот раз «Вариации» прозвучат в необычном звучании: партия солирующей виолончели переложена для флюгельгорна!
Во втором отделении концерта прозвучит музыка нынешнего столетия.
Александр Владимирович Чайковский принадлежит к ведущим представителям отечественного композиторского искусства послевоенного поколения. Выпускник классов профессоров Г. Нейгауза (в ЦМШ при Московской консерватории) и Т.Н. Хренникова, он возглавляет кафедру сочинения Московской консерватории; Александр Чайковский – художественный руководитель Московской Филармонии, почетный президент Союза композиторов РФ. Многолетняя творческая дружба связывает Александра Чайковского и Юрия Башмета, которому композитор посвятил альтовые концерты. Между тем, к началу 2019 г. автор получил от маэстро необычный заказ: оратория «Слово о полку Игореве» для чтеца, солирующего альта и оркестра смешанного (академического и народного) состава. Ее мировая премьера стала знаковым событиям Сочинского фестиваля, затем она прозвучала в Москве; теперь новое сочинение услышит публика Ярославля.
Еще одна (на этот раз мировая!) премьера фестиваля – кантата «Двенадцать» композитора молодого поколения, представителя школы А. Чайковского Алексея Сюмака. Лауреат «Золотой маски» и молодежных композиторских конкурсов, участник российских и международных фестивалей современной музыки, А. Сюмак вдохновился поэмой «Двенадцать» Александра Блока – трагической мистерией, посвященной революционному излому России.
В концерте участвуют выдающийся драматический артист современности Михаил Ефремов; оркестр «Новая Россия» и государственный народный ансамбль «Россия» им. Л. Зыкиной; солисты Большого театра России; известные молодые исполнители зарубежья (южнокорейский пианист Сун Вук Ким, швейцарская виолончелистка Надеж Роша) и легендарный трубач, «Паганини трубы» Сергей Накаряков.
За дирижерским пультом обоих коллективов – маэстро Юрий Башмет