Йозеф Гайдн (1732-1809)

Концерт для фортепиано с оркестром Ре мажор, Hob. XVIII:11

Vivace

Un poco adagio

Rondo all’Ungarese

 

Мировая премьера

Арман Гущян (р. 1981)

«Letters and waves» для альта, ударных и струнного оркестра

 

Петр Чайковский (1840-1892)

Русский танец из балета «Лебединое озеро»

 

Жорж Бизе (1838-1875) – Пабло Сарасате

Фантазия на темы из оперы «Кармен»

(переложение для балалайки и струнных)

 

 

«Моцарт и Сальери»

Музыкально – литературная композиция по маленькой трагедии А.С. Пушкина

на музыку А. Сальери и В.А. Моцарта

 

Солисты:

Дэвид Бисмут (фортепиано, Франция), Юрий Башмет (альт), Полина Дегтярева (скрипка), Мария Кирикова (балалайка)

Чтец: Григорий Сиятвинда

Камерный ансамбль «Солисты Москвы»
Художественный руководитель и дирижер – Юрий Башмет

 

09 мая 2019 | Гала - концерт закрытие фестиваляЗавершающий концерт Одиннадцатого Ярославского фестиваля отражает все грани художественных интересов маэстро Башмета. Музыка трех столетий в сочетании различных жанрово-стилевых направлений, популярные концертные хиты, премьера нового сочинения и, наконец, синтез музыкального и драматического искусств…

 

Откроет вечер одно из самых известных концертных произведений основателя Венской классической школы. Фортепианный концерт был написан Йозефом Гайдном в начале 1780-х гг., когда искусство 50-летнего мастера достигло вершин мастерства, а его композиторский стиль обрел отчетливо узнаваемые, авторские черты.

«Русский танец» был написан Петром Ильичом Чайковским как «вставной номер» по просьбе выдающейся балерины Анны Собещанской, которая выступила на третьем премьерном спектакле «Лебединого озера». Русская невеста не предполагалась в сюжетной линии балета, но композитор не мог отказать прославленной танцовщице – и его балет получил еще одну музыкальную жемчужину.

Фантазия на темы из оперы «Кармен», принадлежащая перу американского композитора ХХ века Франца Ваксмана, украсит концерт любого скрипача. Но в этот вечер популярнейшие мелодии прозвучат для зрителей не на скрипке, а… на балалайке!

В окружении классических концертных номеров прозвучит еще одна премьера. Арман Гущян – еще один представитель нового поколения отечественного композиторского искусства. Со-основатель клуба молодых композиторов Московской консерватории, куратор международных проектов академической музыки, участник российских и зарубежных музыкальных фестивалей, он сотрудничает с многими инструментальными коллективами России и Европы, свободно использует компьютерные технологии и акустические инструменты. В Ярославле А. Гущян представит новое сочинение, вдохновленное исполнительским искусством Юрия Башмета.

 

«Моцарт и Сальери» – одна из четырех «маленьких трагедий», созданный Пушкиным в плодотворнейший период «болдинской осени» 1830 г. Несмотря на то, что гипотеза об «отравителе» Сальери давно и безоговорочно опровергнута, вокруг этого произведения не утихают научные, психологические, религиозные дискуссии… Каков глубинный смысл пушкинских персонажей? Постижима ли природа творческого процесса и человеческой зависти? Наконец, можно ли быть гением, «поверив алгебру гармонией»? Пушкинский миф «о гении и злодействе» давно стал самостоятельной единицей в мировом культурном пространстве, выйдя за пределы исторических реалий…

На этот раз маэстро Юрий Башмет решил отказаться от театральной интерпретации. Пушкинский текст прозвучит в исполнении звезды московского театра «Сатирикон», заслуженного артиста России и лауреата Государственной премии РФ – Григория Сиятвинды, чередуясь с фрагментами инструментальной музыки Вольфганга Амадея Моцарта и Антонио Сальери.

 

В концерте так же участвуют молодые музыканты – солистка Всероссийского юношеского симфонического оркестра, скрипачка из Ярославля Полина Дегтярева; лауреат всероссийских конкурсов, исполнительница на балалайке Мария Кирикова и известный французский пианист Дэвид Бисмут, уже не первый год участвующий в проектах Ю. Башмета.