19.00

Государственный академический театр драмы имени Федора Волкова

А.С. Пушкин – П.И. Чайковский
«Евгений Онегин»
(авторская версии Юрия Башмета)

3 мая | «Евгений Онегин»

Текст читают: Константин Хабенский и Ольга Литвинова
Солисты: Жаля Исмаилова, Карина Хэрунц, Юрий Городецкий, Олег Цыбулько
Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»
Хоровая капелла «Ярославия»
Дирижер: Юрий Башмет
Режиссер: Илья Ильин

«Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое»


П.И. Чайковский

Евгений Онегин… Кажется, что невозможно представить себе русской (и мировой!) культуры без этого сочинения Пушкина-Чайковского. А ведь первая мысль об опере на этот сюжет, подсказанная композитору певицей Елизаветой Лавровской, самому Чайковскому показалась совершенно дикой… Но после бессонной ночи сценарий нового сочинения был готов – сочинение началось со сцены письма Татьяны, где текст оригинала остался почти неизменным…

Опера продвигалась очень быстро и была закончена в начале 1878 г. Сочиняя «Онегина» в неустанном творческом горении, автор был «безумно влюблен» в героев своей оперы – когда он писал сцену дуэли, по его щекам катились слезы… Тем не менее, он очень беспокоился за ее сценическую судьбу – уж слишком она отличалась от стандартов музыкального театра конца XIX в. Именно поэтому он окрестил ее «лирическими сценами», всерьез полагая, что ее популярность не выйдет за пределы кружков и салонов. Не желая отдавать свое детище на казенную сцену Императорских театров, он настоял на том, чтобы оперу поставили силами студентов Московской консерватории – и оказался прав: молодые музыканты смогли передать искренность чувств, правдивость душевных порывов персонажей Пушкина и Чайковского.

Вот уже более 130 лет «Евгений Онегин» Чайковского не сходит со сцен крупнейших оперных театров России и зарубежья. Но нередко постановки оставляют чувство неудовлетворенности – тонкая красота чувства, которую так лелеял композитор, снова и снова пропадает на помпезных театральных сценах. Радикальные же «режиссерские решения» и вовсе могут оттолкнуть тех, для кого пушкинские стихи уже неразрывно связаны в душе с пленительными мелодиями Чайковского…

Юрий Башмет – один из первых отечественных музыкантов, возродивший в нашем исполнительском искусстве некогда популярный жанр музыкально-литературной композиции. И «первой ласточкой» в этом синтетическом жанре стал «Евгений Онегин», впервые показанный еще в 2010 г., на открытой эстраде художественного музея Ярославля. Став заключительным аккордом ярославского музыкального фестиваля, «Онегин» в авторской версии Башмета получил восторженную реакцию зрителей и благожелательные отзывы прессы. Он вновь был исполнен в 2016 г., на международном Зимнем форуме искусств в Сочи – этом крупнейшем празднике музыки России. И на этот раз «Онегин» снова возвращается на ярославскую землю

Фрагменты из поэмы Пушкина читают выдающиеся театральные актеры современности – Ольга Литвинова и Константин Хабенский. Сцены из оперы Чайковского исполнят молодые талантливые певцы – солисты Государственного академического Большого театра России и Академии молодых певцов Мариинского театра. За пультом симфонического оркестра «Новая Россия» и хоровой капеллы «Ярославия» – маэстро Юрий Башмет.