18:30

Концертный зал им. Л.В.Собинова

Мюнхенский камерный оркестр

Дирижер – Клеменс Шульдт

Эдуард Элгар (1857-1934)
Серенада для струнных ми минор, соч.20
Allegro piacevole
Larghetto
Allegretto

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)

Симфония для струнных № 8, Ре мажор
Adagio e grave — Allegro
Adagio
Menuetto — Trio: Presto
Allegro molto

Антонин Дворжак (1841-1904)

Серенада для струнных ми мажор, соч.22
Moderato
Tempo di valse
Scherzo vivace
Larghetto
Finale: Allegro vivace

Камерный оркестр Мюнхена – один из старейших в Германии коллективов подобного рода. Он был образован в 1950 г. известным дирижером Кристофом Штеппом. В репертуаре немецкого коллектива сегодня, как и полвека назад, особое внимание уделено современной музыке. В великолепном барочном зале Театра Принца-регента в Мюнхене, в котором проходят концерты камерного оркестра, звучала музыка А. Веберна, П. Хиндемита, Б. Бриттена, Я. Ксенакиса, Л. Берио, А. Шнитке, С. Губайдуллиной, А. Пярта, В. Рима и других композиторов ХХ и XXI столетий. С другой стороны, с безупречным чувством стиля исполняют мюнхенские музыканты и сочинения эпохи Барокко (в том числе без дирижера), и музыку композиторов-романтиков

7 мая | Мюнхенский камерный оркестр

Последние два сезона Мюнхенский камерный оркестр возглавляет Клеменс Шульдт – один из ведущих немецких дирижеров нового поколения, победитель престижного международного дирижерского конкурса Донателлы Флик в Лондоне (2010).

Серенада для струнных была закончена Эдвардом Элгаром в 1892 г. В те годы будущий создатель английской национальной композиторской школы  был скромным провинциальным музыкантом, играл на скрипке, преподавал и дирижировал любительскими коллективами в родном Вустершире – триумфы «Энигма-вариаций»  и оратории «Сновидения Геронтия» были еще впереди. Но именно Струнная серенада стала первым сочинением, удовлетворившим самого Элгара; в дальнейшем она стала одним из наиболее исполняемых его произведений.

Музыкальное дарование Феликса Мендельсона-Бартольди проявилось рано. Рожденный в богатой и интеллектуальной семье, юный музыкант нашел горячую поддержку своему таланту – уже с 9 лет он учился игре на скрипке, фортепиано, пению и композиции у лучших музыкантов Берлина; его новые сочинения звучали на домашних концертах, организованных родителями. В возрасте 12 лет Мендельсон познакомился с И.В. фон Гете – и великий «олимпиец» проявил живой интерес к гениальному юноше. «Феликс… играет на фортепиано как сам сатана, однако не отстает и на смычковых инструментах. При всем том он здоров и силен, и отлично плавает против течения», – пишет Гете другу. Уже в те годы Мендельсон стал автором множества сочинений, среди которых – двенадцать симфоний для струнного оркестра. Опора на моцартовский стиль сочетается в них с романтической непосредственностью музыкального высказывания. Наиболее необычная часть симфонии №8, сочиненной 13-летним композитором – медленное Adagio,  в котором предусмотрены партии четырех солирующих альтов. Осознавая значительность этого произведения, юный Мендельсон позже переоркестровал симфонию для полного симфонического состава; но первоначальный, струнный вариант наиболее привлекателен в юношеской прелести звучания.

«Я был бы счастлив, если бы мне пришло в голову в качестве темы то, что Дворжак поручает побочным голосам…», – так отзывался И. Брамс о мелодическом даре Антонина Дворжака. Серенада для струнных была создана в счастливое для композитора время — благодаря поддержке Брамса, классик чешской инструментальной музыки получает государственную стипендию в Вене; его музыку стали публиковать крупнейший австрийский издатель Т. Зимрок. Созданная на одном дыхании (с 3 по 14 мая 1875 г.), Серенада следует венско-классическим образцам и, в то же время, наполнена искренним лирическим чувством, присущей Дворжаку славянской задушевностью.