Logo
Бетховен навсегда
07 мая

Бетховен навсегда

Людвиг ван Бетховен (1770-1827)
«Именинная» увертюра (Zur Namensfeier), До мажор соч. 115
Maestoso– Allegro assai vivace
 
Концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром До мажор, соч.56
Allegro
Largo 
Rondo alla polacca
 
Симфония № 5 до минор, соч.67
Allegro con brio
Andante con moto
Allegro. Trio
Allegro
 
Солисты: Александра Кононова-Дюмортье (скрипка, Молдова) 
Александр Рамм (виолончель) 
Ксения Башмет (фортепиано)
 
Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»
Дирижер: Юрий Башмет
 
«Музыка должна высекать огонь из людских сердец» - эта творческая максима стала своеобразным лейтмотивом ко всему жизненному и творческому пути Бетховена. Вот уже два столетия не гаснет пламя ее мощного энергетического тока. Бетховен – революционер и новатор, перевернувший представление о музыкальном искусстве; Бетховен как «неистовый романтик», «Шекспир музыки»; Бетховен – истинный наследник многовековых традиций музыкального искусство, по-своему отражающий наследие Моцарта, Баха. Генделя и Палестрины; наконец, Бетховен как провозвестник музыкального авангарда «нововенской» школы – каждая эпоха заново обращает на него свой взгляд, находя близкие себе черты в его многогранном творчестве. Сконцетрировав в себе наиболее яркие достижения своей и предшествующих эпох, Бетховен послужил (и наверное, еще послужит!) отправной точкой для крупнейших композиторов дальнейших поколений  – Шуберта, Берлиоза, Вагнера, Листа, Чайковского, Брамса, Брукнера, Малера, Стравинского, Шостаковича, Веберна…
 
Откроет концерт одно из самых редкозвучащих бетховенских произведений. Над «Именинной» увертюрой композитор работал в 1810-14 гг.; она открывает ряд «бессюжетных» увертюр, которые возникают на его творческом горизонте в последующие годы. Поначалу Бетховен планировал использовать в ней хор на текст «Оды к радости» Шиллера (о воплощении этих строк он думал без преувеличения всю сознательную жизнь), но затем отказался от первоначального намерения. Эти периодгоды были для композитора временем напряженных творческих поисков, результатом которых стал «поздний» стиль последнего десятилетия.
Тройной концерт (1803) – интереснейший пример преломления старинного барочного жанра «Concerto grosso» в новых жизненных и концертных реалиях. Каждый из солистов выступает полноправным участником инструментально-симфонического диалога; и между тем, трио солирующих инструментов порой воспринимаются как нечто целостное – и в известной мере самодостаточное. Написанный почти одновременно с «Апассионатой», непосредственно предшествующий сочинению оперы «Леонора» (первоначальная версия «Фиделио»), тройной концерт ярко демонстрирует, насколько разносторонним был композиторский гений Бетховена, способного одновременно вынашивать совершенно различные замыслы.
Пятая симфония Бетховена (1808)… Пожалуй, нет в мире человека, не знающего этой музыки, не поддавшегося хоть раз ее мощному эмоциональному воздействию. А если представить себе, насколько «революционной» она звучала для публики двухсотлетней давности, как остро должны были реагировать на нее особенно чуткие к музыке современники (Э.Т.А. Гофман был не в силах сдержать эмоций, выбегая из концертного зала после первой части, знаменитая певица М. Малибран упала в обморок во время парижской премьеры симфонии) – то само существование ее останется одной из величайших в истории человечества загадок. Кроется ли в ней победа Человека над Судьбой, либо титаническая борьба приводит к «трагическому ликованию высших сил природы» (Чайковский) – так или иначе, основная идея симфонии, выраженная в лапидарном мотиве из четырех нот, послужила основой для симфонических концепций множества музыкальных произведений в истории музыкального исскусства.
 
В бетховенском концерте фестиваля примут участие молодые солисты, заслужившие мировое признание, достойные продолжатели великих традиций советской исполнительской школы: лауреат I премии Международного скрипичного конкурса им Й. Иоахима в Ганновере (2012) и еще более 20 международных состязаний Александра Кононова-Дюмортье; обладатель серебряной медали XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (2015) и бронзовой медали Paulo Cello Competition в Хельсинки (2013) Александр Рамм; лауреат международных конкурсов, обладатель молодежной премии «Триумф» Ксения Башмет.
 
Сложная монографическая программа концерта – свидетельство высочайшего мастерства симфонического оркестра «Новая Россия», созданного маэстро Юрием Башметом и вошедшего под его руководством в число ведущих оркестровых коллективов нашей страны.