Logo
Китайская опера и европейский романтизм
02 мая

Китайская опера и европейский романтизм

И.С. Бах (1685-1750)
Соната №4 для скрипки и клавира до минор, BWV1017
1.Largo
4. Allegro
 
 
Л. ван Бетховен (1770-1827)
Соната №5 для скрипки и фортепиано Фа мажор, соч. 24 «Весенняя»
1. Allegro 
 
 
С. Франк (1822-1890)
Соната для скрипки и фортепиано Ля мажор, FWV8
3.Recitativo-Fantasia. Ben moderato
4. Allegretto poco mosso
 
А. Шнитке (1934-1998)
Соната №1 для скрипки и фортепиано, соч.30
4. Allegretto scherzando
 
 
 
Фрагмент из оперы «Павильон Пионов» - «Пробуждение от сна» (XVI век, Династия Мин)
 
 
Фрагмент из оперы «Павильон Пионов» - «В поисках сновидения» (XVII век, Династия Кин)
 
 
Монолог Принцессы из пекинской оперы (VIII век)
 
 
Народные песни: 
«Звук осеннего ветра» 
«Прощание Ян Гуань»
 
 
 
Солисты: 
Йили Шен (вокал, Китай) 
Квин Йин (флейта и ударные, Китай) 
Никита Борисоглебский (скрипка, Россия)
Ю Фен Чан (фортепиано, Бельгия)
 
Этот концерт, пожалуй, обещает быть самым необычным за всю историю Ярославского фестиваля (а может быть, и в масштабе всех музыкальных форумов Юрия Башмета). Маэстро Башмет постоянно приглашает представителей неевропейских культур, встречались слушатели Ярославля и с китайскими музыкантами и композиторами академической традиции. Но в этот вечер перед вами развернутся две параллельных вселенных – трехвековой охват европейской камерной музыки (от Баха до Шнитке) – и почти тысячелетняя традиция Пекинской оперы VIII-XVII столетий.
 
Каждая из этих культур имеет свои устойчивые корни, свои закономерности; в каждой вектор развития (больший – в европейской, меньший в китайской культуре) сочетается с определенными «константами», неизменными семиотическими атрибутами. Глубокое погружение в «чужую» культуру (тем более, настолько глубоко укоренившуюся в традиции) будет нелегко для любого, даже самого неискушенного слушателя и музыканта. Возможно, в этом нам есть чем поучиться у азиатских слушателей, которые за полвека научились воспринимать и даже быть носителями европейской музыкальной традиции… Может быть, подобная «чередующаяся» программа поможет нам построить внутренний мост между мирами? Возможно, они находятся не так уж далеко друг от друга.
 
В концерте принимают участие ведущие китайские музыканты – мастера национальной традиции: певица Йили Шен неоднократно выступала за рубежом (в том числе с оркестром Би-Би-Си) с концертами и лекциями, посвященными Пекинской опере; флейтист и перкуссионист Квин Йин является ведущим инструменталистом и педагогом оперной труппы в Шанхае.
Российский скрипач Никита Борисоглебский – один из крупнейших представителей исполнительского искусства молодого поколения; лауреат престижнейших международных конкурсов (им. П.И. Чайковского в Москве, им. королевы Елизаветы в Брюсселе, им. Я. Сибелуиса в Хельсинки и им. Ф. Крейслера в Вене), обладатель звания «Скрипач года» фонда М. Плисецкой и Р. Щедрина, наград Общества А. Страдивари и Фонда Я. Сибелиуса. Пианистка Ю Фен Чан живет в Бельгии; ученица Элисо Вирсаладзе, она выступает как последователь русской пианистической школы и нередко выступает в России.