Logo
Открытие фестиваля
01 мая

Открытие фестиваля

Дж. Россини (1792-1868)
Увертюра к опере «Шелковая лестница»
 
П. Чайковский (1840-1893)
Ноктюрн соч. 19 №4 (переложение для альта с оркестром) 
Солист – Юрий Башмет 
 
В. Моцарт (1756-1791)
Концерт № 23 для фортепиано с оркестром Ля мажор, КV488
Allegro
Adagio
Allegro assai
Cолист – Дайджин Ким (фортепиано, Корея)
 
Ф.-А. Буальдье (1775-1834)
Концерт для арфы с оркестром До мажор 
Allegro brillante
Andante lento  
Rondeau. Allegro agitato
Солист – Ксавьер де Местрэ (арфа, Франция)
 
Й.Гайдн (1732-1809)
«Месса Святого Иоанна» (Nicolaimesse) Соль мажор, Hob. XXII №6
Kyrie
Gloria
Credo
Sanctus
Benedictus
Agnus Dei
 
Камерный ансамбль «Солисты Москвы»
Хоровая капелла «Ярославия»
Дирижер: Юрий Башмет
 
Концерт - открытие VIII Международного музыкального фестиваля в Ярославле порадует слушателя разнообразием стилевой и жанровой палитры. Бóльшая часть программы посвящена эпохе классицизма (второй половине XVIII – началу XIX столетий); однако, какое богатство музыкальных идей, какая россыпь индивидуальностей раскрывается в этот сравнительно небольшой отрезок времени!
 
«Шелковая лестница» (La scala di seta) – пятая опера Джоаккино Россини, написанная 20-летним маэстро для венецианского театра «Сан-Мозе». Искрящаяся вдохновением увертюра готовит слушателя к стремительной интриге одноактного фарса; в ней Россини впервые предстает мастером своеобразного «буффонного симфонизма», образцы которой он дал в увертюрах к «Итальянке в Алжире» и «Севильскому Цирюльнику».
 
От «упоительного Россини» программа концерта моделирует к меланхолии «загадочной русской души», гениальным отражением которой стала музыка Петра Ильича Чайковского. «Жалеть прошедшее и надеяться на будущее, никогда не удовлетворяясь настоящим – вот в чем проходит вся моя жизнь» - стремлением к неземному счастью и порывами безысходного отчаяния наполнены его симфонические и оперные шедевры; в небольших пьесах (как представленный Ноктюрн, который в оригинале входит в фортепианный опус 19, но существует в самых разнообразных переложениях) преобладает настроение светлой грусти.
 
«Христос в музыке» - так воспринимал Чайковский Моцарта. Отзвуки дантовской «великой грусти» (la grande tristezza) чуткий слушатель уловит и в самых жизнерадостных, лучезарных произведениях зальцбуржского гения. Необъяснимые контрасты, таинственные глубины, «сияние и черная бездна» (Чичерин), куда боится заглянуть иной неискушенный слушатель – все это есть в популярнейшем ля-мажорном фортепианном концерте (№23), сочиненном в Вене в период высшего расцвета моцартовского творчества (1786), почти одновременно с оперой «Свадьбой Фигаро». Мудрое и плавное течение мелодических мыслей первой части отзывается стремительной динамикой финала, а в середине – мировая скорбь фа-диез минорной Сицилианы (Adagio), воздействие которой не поддается словесному описанию…
 
Французский композитор рубежа веков, современник Бетховена Франсуа-Адриен Буальдье был известен прежде всего своими операми. Более десяти лет он прожил в России, где пользовался особым расположением Александра I. Однако, любимым инструментом самого композитора была арфа, которой он посвятил ряд сольных, ансамблевых и концертных сочинений; к наиболее известным из них относится концерт До мажор (1800), сочиненный в духе не лишенного торжественной патетики классицизма.
 
Завершает концерт небольшая месса Йозефа Гайдна. Основоположник венского классического стиля, «отец» сонаты и симфонии охотно обращался к церковной музыке, нередко получая упреки за ее слишком «светский», жизнелюбивый характер. «Так как Господь даровал мне веселый нрав, - отшучивался он, - мне простится, что я служу Ему в веселии». «Месса св. Николая» была написана в 1772 г. (в один год со знаменитой «Прощальной» симфонией) и исполнена 6 декабря - на именины князя Николая Эстергази, в капелле которого Гайдн прослужил около 30 лет. В духе распространенных в эпоху Просвещения идей, требующих сокращенного и простого церковного обряда, Гайдн пишет краткое, лаконичное сочинение, звучащее не более 25 минут.
 
В концерте участвуют профессор фортепиано Корейского национального университета искусств, пианист и дирижер Дайджин Ким, а также один из ведущих арфистов современности, лауреат международных конкурсов в Европе и США, солист Венского филармонического оркестра Ксавьер де Местрэ. Желанный гость престижнейших музыкальных фестивалей мира, французский музыкант впервые участвует в музыкальном фестивале Юрия Башмета.
Сам прославленный маэстро выступает в качестве солиста и дирижера лауреата премии «Грэмми» Камерного ансамбля «Солисты Москвы» и хоровой капеллы «Ярославия».