09 октября | 18:30 ПятницаТочное время уточните на сайте Ярославской филармонии

ЯРОСЛАВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИЛАРМОНИЯ
Концертный зал им. Л.В.Собинова

Российский национальный оркестр

Людвиг ван Бетховен (1770-1827)
Увертюра «Кориолан» соч. 68
(по трагедии Г. Коллина)

Концерт №3 для фортепиано с оркестром до минор, соч. 37
Allegro con brio
Largo
Rondo–Allegro

Солист: Михаил Плетнев

Иоганнес Брамс (1833-1897)
Симфония №2, Ре мажор соч.73
Allegro non troppo
Adagio non troppo
Allegretto grazioso
Allegro con spirito

Российский Национальный Оркестр
Художественный руководитель и главный дирижер – Михаил Плетнев

Дирижер: Михаил Татарников

«О Боже, дай мне силы победить себя…» эта фраза из дневника Бетховена могла бы стать эпиграфом всей его жизни. Более двух столетий пример гениального музыканта, достигшего непревзойденных вершин в искусстве, несмотря на прогрессирующую глухоту, вдохновляет людей. Воплотившая мучительную внутреннюю борьбу и трагический пафос революционной эпохи, музыка Бетховена и сегодня волнует сердца слушателей, побуждает музыкантов к новым исполнительским решениям.

09 октября | Бетховен: к 250-летию со дня рождения«Большое несчастье — это наковальня, на которой выковывается мужество» – говорит герой трагедии Уильяма Шекспира «Кориолан». Фигура древнеримского полководца, который предпочел изгнание уступкам и был предательски убит новыми союзниками, известна по «Сравнительным жизнеописаниям» Плутарха. Исполненный трагического противоречия, образ Кориолана вдохновлял не только Шекспира. Увертюра Бетховена была сочинена в 1807 г. для постановки одноименной трагедии австрийского драматурга Генриха Коллина. Последний усугубил душевный конфликт, раздирающий душу главного героя – не выдержав внутреннего разлада, он кончает жизнь самоубийством. Для Бетховена Кориолан был воплощением непримиримой душевной твердости, железной воли, несгибаемой даже перед лицом смерти.

Третий фортепианный концерт сочинялся Бетховеном на пороге нового столетия и был впервые исполнен им в 1803 г., на большой авторской «академии». Из всех произведений, прозвучавших в тот вечер в здании Венского придворного театра, именно концерт имел наибольший успех и стал одним из немногих бетховенских произведений, популярных еще при жизни композитора. Сам автор отделял Третий концерт от двух предшествующих – фактически, он стал «первой ласточкой» подлинной творческой зрелости. Мятежный драматический пафос концерта отражает душевный кризис, пережитый композитором из-за неотвратимого слухового недуга;  многие страницы его музыки перекликаются со знаменитым письмом-исповедью – «Гейлигенштадским завещанием».

Если Первая симфония Брамса прозвучала для современников подобно «десятой симфония Бетховена», то Вторую один из друзей композитора окрестил «последней симфонией Шуберта». Более пятнадцати лет работал Брамс над Первой симфонией, в то время как Вторая сочинялась удивительно легко; и по сравнению с рожденной в муках предшественницей, исполненной исполненной истинно бетховенского драматизма, новая симфония уносит слушателя в мир блаженного покоя, света, гармоничного созерцания природы. Бóльшая часть работы над симфонией происходила в деревушке Пёрштах в австрийской Каринтии, на берегу горного Вёртеровского озера – излюбленном месте отдыха композитора («там мелодии носятся в воздухе», — писал Брамс). По мнению одного из друзей Брамса, именно Пёрштах запечатлен на страницах этой партитуры: «Да ведь это сплошное голубое небо, журчание ручейков, солнечный свет и тенистая зеленая прохлада. Как же там должно быть прекрасно!…». Симфония была триумфально исполнена в Вене в декабре 1877 г., две недели спустя Брамс продирижировал ею в Лейпциге.

 

Произведения Бетховена и Брамса прозвучат в исполнении Российского национального оркестра. Первый негосударственный музыкальный коллектив нашей страны, РНО отмечает в этом году своё тридцатилетие. Солистом в концерте выступит создатель, вдохновитель и руководитель оркестра – Михаил Плетнев, один из крупнейших отечественных музыкантов современности. Дирижировать концертом будет Михаил Татрников.