9 мая | 19:00 ВторникТочное время уточните на сайте Ярославской филармонии

КОНЦЕРТНО-ЗРЕЛИЩНЫЙ ЗАЛ «МИЛЛЕНИУМ»

Действующие лица и исполнители:
— Серпилин, генерал-майор — Илья Шакунов
— Захаров, член военного совета армии – Максим Литовченко
— Батюк, командующий армией – Алексей Вертков
— Кузьмич генерал-майор – Николай Чиндяйкин
— Росляков, генерал лейтенант — Юрий Беляев
— Левашов, зам.полит полка – Иван Добронравов
— Синцов, командир батальона – Федор Малышев
— Овсянникова, военный врач – Варя Насонова
— Барабанов, майор – Владимир Кочетков
— Немец Инсфельд — Александр Ведменский
— Мед сестра – Тамара Разоренова
— СОЛДАТЫ:
Владимир Кочетков
Евгений Дубовский
Антон Ромм
Сергей Хачатуров

Режиссёр-постановщик Полина Агуреева
Композитор Валерий Воронов
Сценография Мария Митрофанова
Художник по свету Иван Виноградов
Видео мэппинг Илья Старилов
Художник по костюмам Павел Алехин

Камерный ансамбль «Солисты Москвы»
Юрий БАШМЕТ

9 мая | «Живые и мертвые. Солдатами не рождаются» По роману Константина Симонова

2 февраля 2023 года исполняется 80 лет со дня победы в Сталинградской битве. Понимаем ли мы сегодня, что эта цифра — не дата в календаре? Это событие огромной исторической важности и грандиозности, за которым стоит жизнь ЧЕЛОВЕКА. Осмыслить это именно сегодня, может быть, важнее, чем в предыдущие десятилетия.

К этой дате в рамках Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета в Москве будет поставлен спектакль по роману Константина Симонова «Живые и мертвые».

Для поколения, к которому принадлежит Симонов, Великая Отечественная война была событием, определившим его мировоззрение, его судьбу. Как военный корреспондент Симонов побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Вторая книга «Солдатами не рождаются» эпопеи Константина Симонова «Живые и мертвые» посвящена Сталинградской битве. Она написан изнутри событий.

«В Сталинграде многое видел вблизи, в упор», — писал он в своем военном дневнике.

В Сталинграде писатель как редактор «Красной звезды» писал очерк «Солдатская слава», который был выстроен из разговоров с людьми, только что вышедших из боев.

Роман «Живые и мертвые» — это сложный синтез художественной правды и почти документальной точности в изображении военной реальности. Этой книге веришь. Война в книге живая. Она осмыслена философски-—и в ее величии, и в ее нелепостях и противоречиях. Это книга честная, не скрывающая ошибки и промахи, за которые люди расплачивались своей жизнью. Но за этой беспощадной правдой — боль и острое чувство любви человека к Родине.

В нечеловеческих условиях и трудностях войны рождалась будущая Победа. Вера в победу исходила из глубокой убежденности русских людей в справедливости этой войны. Великая Отечественная война в романе —  мерило нравственности Человека.

Наш спектакль о людях, ошибающихся и сильных духом, яростных и сомневающихся.

Война подчиняет себе всего человека, его мысли, чувства, дела и судьбы.

Спектакль о том, как осмыслить не факты сами по себе, не хронику войны, а духовное состояние людей в этом страшном испытании, человеческую основу их поступков, жизнь и смерть в их неразрывной связи на войне. Понять, какой ценой в условиях войны, где нет привычной человеческой логики, люди сохраняют в себе Человека.

Война для них — это работа, тяжелая, изнурительная. Это труд, рутинный и неотменимый, где даже смерть — событие чрезвычайное в обычной жизни — становится явлением повседневным. Сталинградская битва складывалась из множества таких дней, где война становилась бытом, не переставая быть трагедией.

Симонов писал: «Война до последнего дня оставалась трагедией. Нам пришлось платить самую дорогую, какую только можно вообразить, цену за победу и за каждый шаг этой победы».

Наш спектакль о неразрывности трагического и героического. Трагическое всегда — самый верный  инструмент проверки человека, осмысления его ценности и утверждения величия его духа. Истина трагедии жестока. Измерение любой истины — глубина. Глубина осмысления, глубина потрясения, глубина благодарности за ее уроки. В основании этой глубины всегда лежит Память — как условие нашего включения в непрерывное поле значений и смыслов нашей истории.

Трагедия, которую забывают, имеет обыкновение возвращаться.