10 октября | 18:00 СубботаТочное время уточните на сайте Ярославской филармонии

ЯРОСЛАВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИЛАРМОНИЯ
Концертный зал им. Л.В.Собинова

Вечер музыки барокко
Макс Эммануэль Ценчич (контртенор, Австрия) и Оркестр старинной музыки «Pratum intergum»
Художественный руководитель  – Павел Сербин.

Франческо Джеминиани (1687-1762)
Кончерто гроссо ми минор, H.75 (op.3 №3) 
Adagio e Staccato – Allegro.Adagio – Adagio – Allegro

Антонио Вивальди (1678-1741)
Ария из оперы «Неистовый Роланд»
«Sol da te»

Адольф Гассе (1699-1783)
Ария из оперы «Ирена»
«Nella tomba eterno oblio»

Чарльз Эйвисон (1709-1770)
Кончерто гроссо ре минор (по сонатам Доменико Скарлатти)

Георг Фридрих Гендель (1685-1759)
Две арии из оперы «Орландо»
«Gia l’ebro mio ciglio»
«Fammi combattere»

Никола Порпора (1686-1768)
Ария из оперы «Карл II Лысый»
«Quando soscura il cielo»

Г.Ф. Гендель
Ария из оперы «Орландо»
«Cielo se tu consenti»

Георг Филипп Телеманн (1686-1767)
Концерт для двух скрипок, струнных и basso continuo Соль-мажор, TWV 52:G1
Grave – Vivace – Grave – Vivace.

А. Гассе
Ария из оперы «Ирена»
«Da qual astro»

Н. Порпора
Ария из оперы «Филандро»
«D’esser già parmi quell’arboscello»

«Мистер Ценчич благословлён быть лучшим контртенором нашего времени», — так оценивает мастерство певца журнал «Opernwelt». «В нём сосредоточено то лучшее, чего сегодня достигли исполнители музыки барокко, — вторит ему критик журнала «L’Opera», – Он стоит во главе новой эры выдающихся контртеноров…».

10 октября | Вечер музыки бароккоУже почти два десятилетия Макс Эммануэль Ценчич – австрийский певец хорватского происхождения – занимает лидирующее положение среди вокальных исполнителей музыки барокко. Его записи опер Монтеверди, Генделя, Гассе, Глюка, Порпоры вызывают неизменно высокую оценку авторитетной критики. К сожалению, в России все еще мало знакомы с искусством выдающегося мастера; на ярославской земле певец выступает впервые.

В первый раз гостями ярославского музыкального фестиваля будут и московские музыканты – артисты оркестра «Pratum integrum». «Некошеный луг» — так переводится название коллектива; в начале XXI столетия большой пласт музыки прошлого все еще оставался неосвоенным российскими исполнителями. В 2003 г. виолончелист, исполнитель на виоле да гамба Павел Сербин и скрипач Сергей Фильченко собрали команду молодых музыкантов – истинных энтузиастов аутентичного исполнительства. Уже в первые годы существования оркестр заявил о себе яркими концертными программами и «живым» нервом интерпретаций. «Pratum intergum» записал около 20 компакт-дисков с музыкой русских и зарубежных композиторов XVII-XVIII веков (альбом сюит Г.Ф. Телемана был удостоен престижной премии «Preis der Deutschen Schallplattenkritik» в 2011 г.), сотрудничает с выдающимися российскими и зарубежными музыкантами, активно гастролирует в странах Европы.

Сформировавшаяся в рамках неаполитанской композиторской школы, итальянская «opera seria» к началу XVIII столетия достигла своего расцвета и буквально захватила Европу. В Лондоне, Дрездене, Вене – почти в каждой столице существовала итальянская оперная труппа; могущественные монархи стремились заполучить лучших певцов, платя им баснословные гонорары.

Господствующим элементом opera seria становится ария. Череда арий, следующих одна за другой (в одной опере могло быть до 60 арий!), выражала эмоциональные состояния (аффекты) персонажей; каждая ария позволяла блеснуть виртуозностью, продемонстрировать красоту голоса. Певцы-кастраты являлись главным объектом притяжения для оперной публики.

Нередко композиторы использовали одни и те же сюжеты. Так, опера «Неистовый Роланд» по поэме Ариосто была представлена Антонио Вивальди в 1727 в Венеции; шесть лет спустя была написана опера «Орландо» Г. Ф. Генделя на тот же сюжет. Ее премьера (1733) стала одной из самых масштабных постановок Королевского оперного театра в Лондоне. Однако, Генделю приходилось выдерживать жестокую конкуренцию: враждебно настроенные к нему аристократы, составлявшие придворную партию Принца Уэльского, организовали собственное оперное предприятие, пригласив крупнейших оперных мастеров континента – итальянца Николо Порпору и австрийца Адольфа Гассе. В последующие годы Порпора и Гассе уже соперничали друг с другом – на этот раз в Княжеской опере Дрездена, где в 1738 г. была поставлена «Ирена» Гассе, а спустя 10 лет – «Филандро» Порпоры.

Своеобразным «интермеццо» к оперным ариям будут инструментальные Кончерто гроссо итальянских и немецких композиторов: ученика А. Корелли Франческо Джеминиани, жившего в Лондоне во времена Генделя; его ученика, английского композитора Чарльза Эйвисона, прославишвегося своими обработками клавесинных сонат Д. Скарлатти; а также Георга Филиппа Телемана – некогда знаменитого «счастливого соперника» и друга И.С. Баха.