2 мая | 19:00 ВторникТочное время уточните на сайте Ярославской филармонии

ЯРОСЛАВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИЛАРМОНИЯ
Концертный зал им. Л.В.Собинова

Сергей Рахманинов (1873-1943)

«Остров мертвых», симфоническая поэма соч. 29

Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до минор, соч. 18
Moderato
Adagio sostenuto
Allegro scherzando
Солист: Дмитрий Маслеев

Фрагменты из «Всенощного бдения»
№6 «Богородице Дево, радуйся»
№9 «Благословен Еси, Господи» (знаменного распева)

«Симфонические танцы» для оркестра, соч. 45
Non allegro
Andante con moto. Tempo di Valse
Lento assai – Allegro vivace

Филармоническая хоровая капелла «Ярославия»
Художественный руководитель и дирижер – Владимир Контарев
Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»
Художественный руководитель и дирижер – Юрий Башмет

2 мая | Рахманинов - к 150-летию со дня рождения

Я русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка…

С. Рахманинов

Сейчас трудно себе представить, что при жизни Рахманинова его музыка вызывала противоречивые оценки. Если его пианистический гений не подвергался сомнению, то как композитор Рахманинов казался многим «не современным», излишне традиционным, а то и вовсе «эпигоном Чайковского» — впрочем, он платил приверженцам «новизны во что бы то ни стало» той же монетой («модернистов не играю»). Лишь годы спустя музыка Рахманинова вошла в музыкальный контекст эпохи как актуальнейшее явление ХХ столетия, нисколько не утратив свежести восприятия, но напротив, открываясь нам с новых сторон.

В программе торжественного концерта, посвященного рахманиновскому юбилею, представлены основные жанры творчества композитора. Центральное место занимает Второй фортепианный концерт (1900) – сочинение, работа над которым положила конец тяжелому кризису и ознаменовала наступление творческой зрелости. «С первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост поднимается Россия» — писал выдающийся современник композитора Н. Метнер о первой теме концерта.

День премьеры «Всенощного бдения» Рахманинова – 23 марта 1915 года (по старому стилю) – стал поистине поворотным пунктом русской религиозной культуры. Впервые появилось сочинение, сочетавшее безусловное следование канонам православного богослужения и неповторимый лик авторской индивидуальности. «Я и сам не думал, что написал такое произведение», — признавался композитор. О своей «Всенощной» он вспоминал и годы спустя, в эмиграции, использовав одну из молитв в финальной части «Симфонических танцев».

Концерт откроет симфоническая поэма «Остров мертвых», написанная в 1909 году под впечатлением одноименной картины Арнольда Бёклина – вдохновившись её черно-белой репродукцией, Рахманинов был разочарован, позже увидев её «цветной» оригинал. Именно «Остров мёртвых» открывает ряд трагических сочинений Рахманинова, обращённых к темам смерти, разрушения и хаоса.

К этому же ряду принадлежат и «Симфонические танцы» (1940) – последнее крупное произведение Рахманинова. Тревога за судьбы Европы и мира, неудержимо падающего в пропасть войны; ностальгия по ушедшей безвозвратно старой России, усталая обреченность круговорота американской жизни, в которой Рахманинов достиг вершин успеха, но так и остался ей чужд – в этом симфоническом завещании переплелись творчество и судьба гения, обретшего вечный покой по ту сторону Атлантики.

В концерте принимает участие лауреат I премии и специального приза XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (2015), обладатель Премии немецких критиков звукозаписи (2017), солист Московской филармонии, заслуженный артист Республики Бурятия Дмитрий Маслеев.

Хоровые опусы исполнит постоянный участник музыкального фестиваля – Хоровая капелла «Ярославия» под управлением своего руководителя, лауреата Премии им. Л.В. Собинова, профессора Московской консерватории Владимира Контарева

За пультом Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» — маэстро Юрий Башмет.