Главный замысел этого необычного камерного вечера – показать метаморфозы идеи «двойного концертирования» в музыке различных стилей.
В эпоху «высокого барокко» окончательно формируется жанр сольного концерта, оттеснив на второй план старую форму кончерто гроссо с его противопоставлением групп «soli» и «tutti». В то же время, структура двойного соло по-прежнему привлекает композиторов, реализуясь в самых разнообразных вариантах.
В знаменитом двойном скрипичном концерте Баха солисты взаимодополняют друг друга в непрерывном кружеве контрапунктического диалога. Подобная идея, но уже в рамках венского классицизма, была реализована Моцартом в концерте для двух клавиров – скорее всего, произведение была написано для его дуэта с сестрой Анной Марией, настолько обе фортепианные партии равнозначны и, при этом, гармонично сочетаются друг с другом, то уступая в сольном высказывании, то вновь соединяясь в энергичных пассажах tutti.
Концерт для флейты и гобоя с оркестром Антонио Сальери – одно из наиболее репертуарных сочинений некогда популярнейшего композитора, ученика К. Глюка и учителя Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и Ф. Листа. Краска духовых сама по себе выделяет солистов из струнного аккомпанемента, но тембр каждого из инструментов невольно отделяет их друг от друга, вынуждая к явному или скрытому «соперничеству» на протяжении всего концерта; впрочем, это и сохраняет «интригу» вплоть до финальной части.
В двойном концерте Доницетти с первых тактов узнается «маэстро бельканто» — эта музыка словно сошла со страниц одной из опер композитора. Дуэт скрипки и виолончели пленяет лирической распевностью, определяющей характер всего концерта; в его певучие мелодии органично вплетается инструментальная орнаментика – подобно тому, как в ариях Доницетти солирующий инструмент дополняет кантилену певца. Оба «героя» концертирующего дуэта пребывают в гармоничном согласии друг с другом.
В концерте принимают участие прославленные солисты и молодые талантливые музыканты, получившие от маэстро Башмета путь на большую эстраду: «золотой гобой России», заслуженный артист РФ, профессор Московской консерватории Алексей Уткин; один из лучших пианистов поколения 30-летних, обладатель специального приза XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского Филипп Копачевский; солистка ансамбля «Эрмитаж» и Государственного камерного оркестра России Мария Чепурина; лауреат Молодежной премии «Триумф», директор Открытой школы музыки при Башмет-центре Ксения Башмет; лауреат международного конкурса «Фермата», ученик ЦМШ при Московской консерватории Грант Башмет; студентка Московской консерватории, концертмейстер Всероссийского юношеского симфонического оркестра, лауреат I премии международного конкурса им. З. Кодая в Дебрецене (Венгрия) Валерия Абрамова; а также лауреаты международных конкурсов, артисты Камерного ансамбля «Солисты Москвы» Артём Котов и Алексей Толстов.
Лауреат премии «Грэмми» Камерный ансамбль «Солисты Москвы» выступает под управлением Маэстро Юрия Башмета.