7 мая | 19:00 ВоскресеньеТочное время уточните на сайте Ярославской филармонии

ЯРОСЛАВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИЛАРМОНИЯ
Концертный зал им. Л.В.Собинова

Софи Ванден Эйнде (лютня, теорба, Бельгия)
Саад Махмуд Джавад (уд, Бахрейн)
Лука Изолани (гитара баттенде, Италия)
Ирене Изолани (вокал, Италия)

В программе:
Альфонсо Феррабоско, Роберт де Визе, Джон Дауленд, Пьер Аттеньян,
Мохаммед Файруз, Афтаб Дарвиши, Владимир Горлинский,
Импровизации на народные и авторские темы

Взял Некиса свой ченг, барбет свой взял Барбед.
И звуки понеслись в согласии крылатом
Так в розе цвет её согласен с ароматом
Барбет и ченг пьянят… нет дальше сил.
(Низами Гянджеви)

7 мая | Концерт-Тарантелла

Этот вечер, мало похожий на академический концерт, приглашает слушателей совершить путешествие во времени – и одновременно ощутить связь времен. Среди струнных инструментов уд (или «барбет» по-персидски), до сих пор распространенный в странах Ближнего и Среднего Востока, а также в Сирии, Египте, Турции, Иране, Армении, Туркменистане и Азербайджане является одним из древнейших; его создание приписывают легендарному Зальзалю (реформатору арабской музыки, жившему в VIII веке). Довольно быстро он попадает в Европу И вот, несколько столетий спустя у европейцев появляется лютня и её разновидность теорба, в Италии называемая «китарроне»

Чередование произведений для уда и теорбы (лютни), написанных примерно в одно и то же время (16-17 вв.), но принадлежащих к разным музыкальным традициям, обнаружит удивительное сходство музыки, при всех различиях мышления и звуковысотных систем Запада и Востока. Вольные или невольные параллели буду возникать и между музыкой уроженки Ирана, композитора-женщины Афтаб Дарвиши (р. 1987), американца Мохаммеда Файруза (р. 1985) и нашего соотечественника, композитора, перформера и импровизатора Владимира Горлинского (р. 1984). Порой они будут передавать друг другу «эстафету» — так, народная тема, сыгранная на теорбе, может послужить материалом для импровизации уда и наборот.

Второе отделение вечера будет ещё менее традиционным. Оно посвящено «гитаре баттенде» — 5-струнной разновидности барочной гитары, распространенной в южных землях Италии. Музыка периода раннего барокко приведет нас к кульминации – Тарантелле. Этот магический танец, способный «зажечь» самую ленивую публику, стал основой для типичной «финальной» ритмоформулы европейской музыки – сколь много заключительных частей симфонических, фортепианных и камерно-инструментальных циклов были рождены его вихревой динамикой движения! Согласно легенде, название «тарантелла» происходит от ядовитого паука тарантула – быстрыми движениями и прыжками пострадавшие от пауков-хищников нейтрализовывали последствия их укусов.

Этот вечер соберет на одной сцене выдающихся исполнителей. Уроженец Ирака Саад Махмуд Джавад ныне живет в Бахрейне и является одним из крупнейших в мире исполнителей и педагогов на уде (в 2018 г. Он попал в книгу рекордов Гиннеса за самое продолжительное в мире выступление на уде). Бельгийская лютнистка Софи Ванден Эйнде – выдающийся мастер игры на струнных щипковых интрументах, лауреат многочисленных премий и наград.
Наконец, стихия итальянского мелоса и танца восторжествует в исполнении дуэта Ирене и Луки Изолани – их ансамбль уже не первый год радует слушателей Италии и других стран индивидуальным прочтением музыки неаполитанской традиции.
В финальной вариации на Тарантеллу к гитаре и голосу присоединятся и другие инструменты, вливаясь в общий поток могучей танцевальной стихии.