Этот вечер, мало похожий на академический концерт, приглашает слушателей совершить путешествие во времени – и одновременно ощутить связь времен. Среди струнных инструментов уд (или «барбет» по-персидски), до сих пор распространенный в странах Ближнего и Среднего Востока, а также в Сирии, Египте, Турции, Иране, Армении, Туркменистане и Азербайджане является одним из древнейших; его создание приписывают легендарному Зальзалю (реформатору арабской музыки, жившему в VIII веке). Довольно быстро он попадает в Европу И вот, несколько столетий спустя у европейцев появляется лютня и её разновидность теорба, в Италии называемая «китарроне»
Чередование произведений для уда и теорбы (лютни), написанных примерно в одно и то же время (16-17 вв.), но принадлежащих к разным музыкальным традициям, обнаружит удивительное сходство музыки, при всех различиях мышления и звуковысотных систем Запада и Востока. Вольные или невольные параллели буду возникать и между музыкой уроженки Ирана, композитора-женщины Афтаб Дарвиши (р. 1987), американца Мохаммеда Файруза (р. 1985) и нашего соотечественника, композитора, перформера и импровизатора Владимира Горлинского (р. 1984). Порой они будут передавать друг другу «эстафету» — так, народная тема, сыгранная на теорбе, может послужить материалом для импровизации уда и наборот.
Второе отделение вечера будет ещё менее традиционным. Оно посвящено «гитаре баттенде» — 5-струнной разновидности барочной гитары, распространенной в южных землях Италии. Музыка периода раннего барокко приведет нас к кульминации – Тарантелле. Этот магический танец, способный «зажечь» самую ленивую публику, стал основой для типичной «финальной» ритмоформулы европейской музыки – сколь много заключительных частей симфонических, фортепианных и камерно-инструментальных циклов были рождены его вихревой динамикой движения! Согласно легенде, название «тарантелла» происходит от ядовитого паука тарантула – быстрыми движениями и прыжками пострадавшие от пауков-хищников нейтрализовывали последствия их укусов.
Этот вечер соберет на одной сцене выдающихся исполнителей. Уроженец Ирака Саад Махмуд Джавад ныне живет в Бахрейне и является одним из крупнейших в мире исполнителей и педагогов на уде (в 2018 г. Он попал в книгу рекордов Гиннеса за самое продолжительное в мире выступление на уде). Бельгийская лютнистка Софи Ванден Эйнде – выдающийся мастер игры на струнных щипковых интрументах, лауреат многочисленных премий и наград.
Наконец, стихия итальянского мелоса и танца восторжествует в исполнении дуэта Ирене и Луки Изолани – их ансамбль уже не первый год радует слушателей Италии и других стран индивидуальным прочтением музыки неаполитанской традиции.
В финальной вариации на Тарантеллу к гитаре и голосу присоединятся и другие инструменты, вливаясь в общий поток могучей танцевальной стихии.